Телекомпания АГА

АРКАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ НЕ ДАСТ СОВРАТЬ!

ПАМЯТИ АРКАДИЯ АРКАНОВА

7 июня день рождения Аркадия Михайловича Арканова. В этом году ему исполнилось бы 83 года. И в эти дни, как никогда ярче и острее все мы – те, кто вправе считаться друзьями этого уникального человека, вспоминаем каким он был, его слова и поступки. Аркадий Михайлович был ОГРОМНОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕКОМ, ЛИЧНОСТЬЮ и ТАЛАНТОМ.
А лично для меня, он был неотъемлемой составляющей моей жизни последние 20 лет. Мы не просто сосуществовали рядом, не просто встречались и общались. Мы постоянно работали вместе, много путешествовали, исколесили всю нашу страну. За эти годы у нас были разные ситуации, сложные и интересные, веселые и грустные, забавные и трагические. И сказать, что Аркадия Михайловича сейчас сильно не хватает в моей жизни, это не сказать ничего.

 


НЕМНОГО ИСТОРИИ НАШИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Познакомились мы в начале девяностых годов, а в 1994 г. со съёмочной группой нашей, тогда ещё совсем молодой, Телекомпании Аркадий Михайлович поехал в Соединенные штаты Америки, где вместе с Александром Анатольевичем Ширвиндтом принял участие в съемках фильма «В поисках утекших мозгов». Основная идея картины состояла в том, чтобы спустя полвека проехать по США от Атлантики до Тихого океана по маршруту Ильи Ильфа и Евгения Петрова, встречаться и беседовать с эмигрантами из нашей страны, узнавая, как они там устроились. Это была незабываемая, познавательная и веселая поездка. В результате получился очень интересный, правдивый и насыщенный юмором двухсерийный фильм, показанный на центральном канале российского телевидения в 1995 году.
Потом у нас с Аркадием Михайловичем были годы дружбы и совместной работы на множестве различных проектов, созданных в недрах или при участии Телекомпании «АГА».  В своей программе «Антология юмора» я посвятил его творчеству три фильма.
И всё же самым основным и глобальным предметом нашей обоюдной деятельности стал Международный фестиваль эстрадного искусства «Москва-Транзит-Москва», который мы начали в 2004 году. Эти фестивальные годы были очень плотно насыщены нашей совместной деятельностью. За это время в мой лексикон прочно вошла присказка: «Аркадий Михайлович не даст соврать!». Действительно, лгать и искажать какие-то факты в присутствии Аркадия Михайловича было, по меньшей мере, не этично. Он и сам обладал каким-то обостренным чувством справедливости и другим не позволял говорить неправду. И сейчас Аркадий Михайлович тоже не даст мне соврать, потому что всё, о чем я рассказываю - истинная правда!


О ФЕСТИВАЛЕ И НЕ ТОЛЬКО
Несмотря на свою немалую загруженность и востребованность, Аркадий Михайлович никогда не отказывался принять участие в работе жюри отборочных конкурсов нашего фестиваля, и поехать в тот или иной город. В этом виде деятельности он видел некую миссию по поиску и открытию молодых талантов. Вместе мы объездили всю Россию, просмотрели выступления нескольких тысяч исполнителей, приняли участие в сотнях мастер-классов и встречах с участниками.  Должен признаться, что лучше, удобнее в путешествии, аккуратнее и пунктуальнее человека, чем Аркадий Михайлович, у меня никогда не было спутников и соратников.  Он всегда одним из первых приезжал в аэропорт или к месту сбора, и вне зависимости от времени отъезда всегда был элегантен, подтянут и собран. А вот я однажды допустил по отношению к нему конфуз, о котором до сих пор вспоминаю со стыдом. Как-то мы с Аркадием Михайловичем были на отборочном конкурсе в Самаре, где присутствовали представители генерального спонсора нашего фестиваля. По окончании конкурса, уезжая из гостиницы в аэропорт, они попросили меня поехать вместе с ними. На наших отборочных конкурсах в жюри, как правило, работает несколько известных деятелей культуры. Покидая гостиницу, я поручил своим ассистентам, чтобы они проследили за тем, чтобы все члены жюри были отправлены в аэропорт. В суете отъезда, кто-то заявил, что Аркадий Михайлович уехал со мной. Остальные не сочли нужным позвонить мне, быстро разместились по машинам и отправились в аэропорт. В результате, Аркадий Михайлович, который в момент всеобщего сбора сидел в кафе (буквально в нескольких метрах от фойе) и пил кофе, остался в гостинице. Уже на подъезде к аэропорту, зазвонил мой мобильный телефон и Аркадий Михайлович, очень обиженным голосом сказал: «Миша, что же вы меня забыли?!» Это был один из самых ужасных моментов моей жизни, я принялся извиняться, попросил Аркадия Михайловича взять такси, и заверил, что мы встретим его в аэропорту. Признаюсь, что любой другой человек, уровня Аркадия Михайловича, просто послал бы меня по определенному адресу и впредь никогда больше не имел дела! Действительно, что это за продюсер, который забывает председателя жюри в гостинице! Но Аркадий Михайлович ответил: «Хорошо, хорошо, я приеду на такси. Но ты, в следующий раз не забывай меня, ведь я же ещё не умер!» Это происшествие стало для меня большим уроком, сколько мы потом ездили вместе, я всегда в первую очередь следил за тем, чтобы отправили Аркадия Михайловича и конечно, больше никогда и никого на забывал.
Однако, всё же вернемся к деятельности Аркадия Михайловича в Международном фестивале эстрадного искусства «Москва-Транзит-Москва». Как председатель жюри и председатель художественного совета, он очень трепетно относился ко всем выступающим молодым артистам.  Мало кто знает, что он сам был не только талантливым писателем и прекрасным поэтом, а также уникальным певцом и хорошим музыкантом, разбирающимся и остро чувствующим музыку. К тому же, в молодости он был неплохим джазовым исполнителем – блестяще играл на трубе. В жюри нашего фестиваля Аркадий Михайлович всегда работал с полной самоотдачей, внимательно следил за выступлением каждого конкурсанта, хотя порой нам приходилось за день просмотреть свыше шести десятков различных выступлений. Честно признаюсь, что далеко не все члены жюри выдерживают такое напряжение.  А он с большим вниманием смотрел каждый номер, подмечая его достоинства и недостатки. При обсуждении никогда никого не обижал и не оскорблял, никогда не позволял себе уничижительно отозваться по поводу выступления того или иного молодого артиста. Аркадий Михайлович всегда старался аргументированно объяснить, почему ему понравилось какое-то выступление. Почему другое выступление ему понравилось, но меньше, и т. д. Он изначально задал очень высокий уровень работы жюри, все его члены (народные, заслуженные и просто популярные артисты) всегда старались и стараются соответствовать такому отношению к возложенным на них обязанности.


Мне не раз приходилось наблюдать, как после долгого дня просмотра, обсуждения и споров жюри, церемонии награждения, Аркадий Михайлович находил в себе силы и желание принять участие в мастер-классе или просто пообщаться с исполнителями, их руководителями или членами групп поддержки. Объяснить сильные и слабые стороны того или иного номера, сказать какие-то ободряющие слова. Он всегда был настолько деликатен и внимателен в отношении всех конкурсантов, что его поведение невольно заставляло молодых исполнителей, даже самых больших оболтусов и разгильдяев (коих, увы, немало в артистической среде) становиться более собранными, ответственными и подтянутыми. Они словно внутренне менялись и переходили совсем на другой язык, когда разговаривали с Аркадием Михайловичем, что, лично меня, сильно радовало.  Большинство финалистов, получивших на нашем фестивале путевку на большую сцену, в своих интервью или частных беседах отмечают, какое великое положительное воздействие оказал на их творчество и поведение Аркадий Арканов.

Не могу не отметить, что при всем своем внешним спокойствии и невозмутимости, Аркадий Михайлович был очень смешливым человеком, любил розыгрыши, хорошую шутку и свежий анекдот. Но одновременно, он был легко раним, ненавидел пошлость, наушничество, сплетни, не терпел, когда в его присутствии кто-то не достойно ведет себя. 
Он не старался «перехамить хама», но мог культурно и немногословно поставить его на место, особенно, когда кто-то недостойно вел себя в присутствии дам.  Зачастую, избегая конфликта, Аркадий Михайлович просто уходил в сторону, и больше никогда не общался с этим человеком. Это он мог себе позволить. Вообще, к моменту нашего с ним знакомства, он уже вывел для себя формулу наивысшей степени свободы, заключающейся в том, чтобы не делать того, что не хочешь.   К нему часто обращались со всяческого рода просьбами, как правило, принять участие в том или ином мероприятии. Он мог отказать людям в их просьбе, но если соглашался что-то сделать (особенно если видел в своем участии какой-либо созидательный, полезный момент) то делал это блестяще, всегда шел до победного конца, не останавливаясь на полпути, порой в ущерб собственному благу и здоровью. Приведу показательный пример: в августе 2014 года, в Геленджике проходил финал очередного нашего фестиваля.  По традиции, на следующий день после его закрытия проходит праздник - День города.  2014 год был юбилейным для Геленджика – столетие! В связи со столь значительной датой было запланировано немало мероприятий, на которые в качестве почетных гостей были приглашены многие члены жюри нашего фестиваля. Стоит упомянуть о том, что большинство членов жюри провели напряженные несколько дней – работали на отборочном и финальном конкурсах, участвовали в различных концертах и прочих мероприятиях, проходящих в рамках фестиваля, в том числе в церемонии награждения, которая окончилась за полночь. Конечно, многие из приглашенных на День города не выспались и просто не смогли прийти на центральную площадь к десяти часам утра. Но только не Аркадий Михайлович. Не смотря на бессонную ночь, он был при полном параде - чисто выбрит, как всегда подтянут и бодр. Несколько часов подряд, постоянно находясь под палящим солнцем, он вместе с мэром принимал участие во всех праздничных мероприятиях: открывал ярмарку, поздравлял новобрачных, участвовал в закладке капсулы времени и так далее. Стоит упомянуть, что Аркадий Михайлович всегда соблюдал дресс код,  и в тот праздничный день, под жарким геленджикским солнцем был единственным человеком в костюме! Ну, а вечером, он блестяще выступил в праздничном концерте. Такое физическое и моральное напряжение -немалая нагрузка и для более молодых людей, но по другому Аркадий Михайлович просто не мог поступить. Такова была его суть.


ДОСТОИНСТВО ИЛИ НЕДОСТАТОК
Самым большим недостатком, а, может и достоинством, Аркадия Михайловича было то, что он не мог просить и хлопотать за самого себя. Возможно, именно по этой причине, будучи на протяжении нескольких десятков лет востребованным автором и исполнителем, популярным деятелем культуры, кумиром миллионов зрителей, уйдя от нас в возрасте не полных 82 лет, он не имел никаких званий, наград и преференций от государства, и пользовался всем на равных правах с любым другим гражданином России. Хотя, я считаю, что если и был когда-то НАРОДНЫЙ ПИСАТЕЛЬ или НАРОДНЫЙ ЛЮБИМЕЦ, то им был Аркадий Михайлович. Но он сам не очень и переживал от такого положения дел, считая, что есть вещи поважнее, чем звания, полученные от правительства.  Тем не менее, Аркадий Михайлович умел искренне радоваться за успехи других людей. На себе я это ощутил, когда мне присвоили «Орден Дружбы». От президента России В.В. Путина и из Министерства культуры нашей страны пришли поздравительные телеграммы и когда Аркадий Михайлович узнал про это, он искренне поздравил меня, сказав, что это вполне заслуженная награда за те усилия, которые мы предпринимали по организации Фестиваля. Но при этом, в свойственной ему манере с легкой долей иронии, добавил: «Вот ты получил эту награду, теперь нос не задирай! Работай так же, как работал!» Этот наказ я стараюсь исполнять и по сей день.
Не могу не сказать еще об одной стороне деятельности Аркадия Михайловича. Будучи сам писателем, он всегда поддерживал начинающих авторов. Мало кто из нас знает, что много лет подряд Аркадий Михайлович был членом жюри в конкурсе, проводимом в интернете на одном из литературных сайтов. Однажды в беседе одна наша общая знакомая задала ему вопрос зачем он это делает, ведь ему постоянно приходилось прочитывать горы всяческого рода литературы, зачастую не слишком качественной. В ответ мы услышали: «Да, я, действительно, читаю очень много плохих произведений, но если среди тысяч плохих авторов, мне удастся найти хотя бы одного хорошего и поддержать его, то буду считать свою миссию выполненной. Поэтому, в меру своих сил я буду продолжать эту деятельность»
Честно говоря, не знаю, каких новых писателей открыл Аркадий Михайлович на том литературном сайте, но не могу не сказать о себе самом. Много лет назад, я, имея уже достаточно много собственных литературных работ, сомневался стоит ли мне издать их как отдельную книгу, и показал некоторые Аркадию Михайловичу.  Он достаточно быстро прочитал всё, что я предоставил ему, одобрил мои рассказы, дал несколько полезных, профессиональных советов и даже написал предисловие к одной из первых моих книг. Такое отношение заставило меня более ответственно и собрано относиться к каждому публикуемому слову. В 2014 году, Аркадий Михайлович дал согласие стать редактором сборника произведений друзей Телекомпании «АГА» «Star перлы и Что-то ещё», куда наряду с его произведениями, вошли литературные работы писателей Аркадия Инина, Анатолия Трушкина, Владимира Вишневского, артистов Геннадия Ветрова, Николая Бандурина, Михаила Вашукова и др.  В книге представлено и несколько моих небольших рассказов, одобренных лично Аркадием Михайловичем, чем я очень сильно горжусь. К сожалению, эта книга стала последним прижизненным изданием писателя Арканова.


ЧТОБЫ ПОМНИЛИ И ЗНАЛИ
За год с небольшим, как ушел от нас Аркадий Михайлович, я не раз собирался сделать фильм о нём. Но опасался, что не смогу отразить всю мощь его личности. И хотя эти опасения до сих пор не покидают меня, рад сообщить, что Телекомпания «АГА» начинает работу над картиной, посвященной Аркадию Михайловичу, о том, каким мы его знали. У нас есть масса видео, аудио и фото материала. К участию в проекте мы хотим привлечь людей, которые с ним работали, дружили и приятельствовали.  Другое дело, захочет ли какой-нибудь канал телевидения разместить у себя этот фильм. Ведь к сожалению, пока человек жив и популярен многие телеканалы с удовольствием берут материалы с его участием. А как только человек ушел из жизни, он мало кому из представителей СМИ становится интересен. Хотя, как можно забыть Аркадия Михайловича, оставившего не только огромное литературное наследие и громадный вклад в развитие отечественной культуры, я не представляю.


Президент Телекомпании «АГА», продюсер, кинорежиссер, писатель Михаил Ашумов

Комментарии  

 
0 #1 Нина Александрова 07.06.2016 21:04
Спасибо вам Михаил за память о Аркадии Михайловиче. Светлая ему память
Цитировать
 
x-files | diets | health | nokia 5230xm | gruzoperevozki

Анонс!

Рекомендуем!

СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

Вы смотрите  : Главная Арканов А.М. АРКАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ НЕ ДАСТ СОВРАТЬ!