Телекомпания АГА

«ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС» «МАРСИАНИНУ»

По многолетней традиции, в январе Голливудская ассоциация иностранной прессы вручила премии «Золотой глобус» (Golden Globe Award) лучшим (по результатам голосования международных журналистов, живущих в Голливуде) кинофильмам и телевизионным картинам. Эта награда считается второй по значимости и престижности премией после кинематографического «Оскара».
Одним из триумфаторов «Золотого глобуса 2016» стала картина «Марсианин», одержавшая победу в номинации «Лучший фильм - комедия или мюзикл».

А исполнитель главной роли - Мэтт Дэймон завоевал премию в номинации «Лучшая мужская роль фильм - комедия или мюзикл».
Фильм уникален и парадоксален по многим позициям: он позиционируется как «комедийный», но в то же время это триллер, сюжет которого разворачивается на фоне драматических событий. Сама ситуация, ставшая основой всей истории – фантастична, но, в тоже время картина настолько реалистична, достоверна и наполнена таким количеством деталей, что у зрителя создаётся полное впечатление погружения в некое реалити-шоу, происходящее в действительности, но только на значительном удалении. Лента, явно малобюджетна (по голливудским меркам: всего четыре декорации, в которых происходит действие, «недокомплект» звёздных актеров и т.д.), но одновременно, она производит яркое, масштабное впечатление. И подобных противоречий (крупных и мелких) в фильме немало.
В принципе, эта картина вполне могла бы стать некой кинематографической «нелепой» (которых, к сожалению, так немало выпускается на экраны), если бы не «малость» - её снял великий мастер, выдающийся режиссер современности Ридли Скотт, сумевший, образно выражаясь, не только подхватить падающее знамя, но и одержать реальную победу.  Хотя, все по порядку и сначала.
Сценарий фильма был написан Дрю Годдардом, по мотивам книги  Энди Уира  «Марсианин», вышедшей в свет в 2011 году.  Изначально, Дрю Годдард намеревался сам снимать картину, но затем по целому ряду причин отказался от экранизации этой работы, и здесь в проекте появился  Ридли Скотт, сумевший, в итоге, блистательно  воплотить замысел сценариста. 
Не лишним будет упомянуть, что в истории создания фильма есть небольшая интрига:  буквально на днях в Интернете появилась информация о том, что российский сценарист Михаил Расходников  утверждает: сценарий, как самой ленты, так и книги является плагиатом с его синопсиса,  написанного в  2007 году,  под тем же названием. Синопсис  (с предложением экранизации)  был направлен в ряд зарубежных кинокомпаний, в  том числе и в кинокомпанию  «ХХ Век Фокс» (20th Century Fox),  в недрах которой и был создан фильм «Марсианин».  Расходников не получил ответа от упомянутой кинокомпании, но считает, что сюжет книги «Марсианин» у него украли. Хотя, доказательств того, что Энди Уир использовал этот синопсис, как основу для своей книги, пока не найдено, но уже идет судебное разбирательство по иску. Вполне возможно, что это некий рекламный ход, чтобы привлечь ещё большее внимание к картине. Поживем – увидим.
Теперь обратимся к теме самого фильма, его сюжетная линия такова: Марсианская миссия «Арес-3» была вынуждена экстренно покинуть планету из-за надвигающейся песчаной бури. Инженер и биолог Марк Уотни получил повреждение скафандра во время песчаной бури. Сотрудники миссии, посчитав его погибшим, эвакуировались с планеты, оставив Марка одного. Но он не погиб, через некоторое время очнулся и обнаружил, что связь с Землёй отсутствует, но при этом полностью функционирует жилой модуль, рассчитанный на 6 человек на один месяц. Главный герой начинает искать способ продержаться на имеющихся запасах еды, витаминов, воды и воздуха ещё 4 года до прилёта следующей миссии «Арес-4» и с этого момента начинается самое интересное. 
Следует отметить, что  отзывы в прессе по поводу этого фильма очень неоднозначные, как неоднозначны  мнения многих зрителей по самой системе показанного на экране процесса выживания. Основной аргумент оппонентов в том, что находясь в таких гиперэкстремальных условиях, человек не может спокойно  и с юмором реагировать на какие-то ситуации. А главный герой совсем немного, вначале, показывает свою тревогу, а дальше он вполне уверен, спокоен, и с хорошим юмором и шутками, начинает выживать. Этот ход  очень удивил всех, особенно поклонников Ридли Скотта, потому что его считают довольно драматичным режиссером.
К тому же, нелишним будет вспомнить, что год назад вышел в свет фильм «Интерстеллар» (Interstellar) , где играл Мэтт Дэймон.  В этом фильме также показана история освоения других планет, и ситуация с героем Мэтта Дэймонна очень схожа с ситуацией его же героя в «Марсианине».  Это сходство усиливается  даже чисто визуально - один и тот же актер, в скафандре  астронавта на бескрайних просторах вселенной.  Но в «Интерстелларе» Мэтт Дэймон играет драматическую роль человека, покинутого всеми. А в фильме «Марсианин» словно бы происходит реабилитация актера перед предыдущим образом, и даже некий ироничный подход к решению выхода из сложной ситуации. Марк Уотни - этакий подросший Гарри Потер, уверенный в том, что человек способен преодолеть любые трудности, всё у него получится и не стоит драматизировать ситуацию в которой он очутился. Такой позитивный и оптимистичный подход не нравится многим зрителям, считающим это главным минусом картины. Но факт остается фактом - в фильме с драматическим сюжетом отсутствует драма.
Говоря о драматургии, нельзя не отметить, что в ленте есть какие-то провальные куски. Иногда нарушается ритмика действия – чаще всего в сценах, где показана работа НАСА. Но то, что делает герой на красной планете, смотришь заворожено, затаив дыхание, с удовольствием, и с чёткой  убежденностью, что всё будет хорошо: его найдут и спасут.
В сценах на Марсе использован приём псевдодокументальности. Главный герой постоянно говорит на камеру, обращаясь к самому себе. Он не просто объясняет каждый собственный поступок и действие (причем объясняет, основываясь на научных знаниях),  Марк Уотни  с хорошим юмором комментирует как свои достижения, так и неудачи. И этот приём  создает у зрителей  некий странный эффект: во-первых,  непосредственного личного присутствия рядом с героем, во-вторых, восхищения им, а в-третьих, стойкой убежденностью, что каждому  из нас под силу справиться с любой экстримальной ситуацией и выжить в сложнейших условиях. Конечно, при наличии соответствующих знаний физических, химических и биологических законов. И в этом ещё одна ценность картины, она явно подталкивает людей (особенно молодежь) к расширению своих знаний. Хотя бы для того, чтобы подтвердить или опровергнуть научные утверждения Марка Уотни, с помощью которых он выживает на Марсе.
Сейчас, когда на экраны мира ежегодно выпускается немало драматических лент, так или иначе, повествующих о грядущей глобальной катастрофе (на Земле, в Космосе) или попадании людей в экстремальные условия, выжить в которых может далеко не каждый (и то с риском для здоровья), после просмотра фильма «Марсианин», лично  у меня создалось четкое ощущение, что это некая пародия на все «катастрофные» картины. Правда, пародия мастерски сделанная, необычайно позитивная и несущая массу оптимизма. 
Картина рассчитана на широкую зрительскую аудиторию не только поклонников научной (или околонаучной) фантастики. Это, хороший триллер, в счастливом завершении которого зритель уверен уже, практически, с начала фильма.
Несколько дней назад в СМИ прошла информация, что «Марсианин» (в числе нескольких других лент) номинирован на премию «Оскар». Сложно определить, как оценят американские киноакадемики эту ленту, дадут ли главную премию или одарят россыпью «не главных» - не главное. Фильм заслуживает того, чтобы его  смотрели, его обсуждали и подражали его герою!


Киновед Илона Исмайлова


 

x-files | diets | health | nokia 5230xm | gruzoperevozki

Анонс!

Рекомендуем!

СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

Вы смотрите  : Главная КИНОПРЕМЬЕРЫ «ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС» «МАРСИАНИНУ»